«Это зависит от наших успехов». Экономист Костиков рассказал, что будет с долларом, санкциями и потребкредитами
После вступления в должность президента США Дональда Трампа доллар продолжает постепенное, хоть и небольшое, но снижение, а в мире вновь заговорили о возможности снятия санкций с России. Каковы шансы, что американская нацвалюта будет и дальше опускаться, снимут ли с РФ ограничения, какие вопросы в сфере экономики могут обсудить Владимир Путин и Трамп — на эти и другие вопросы ОТР ответил профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков.
Доллар опускается, но что будет дальше?
Сразу после того, как Дональд Трамп занял кресло президента США, курс доллара начал постепенно снижаться: сначала до 100 рублей, а сейчас он колеблется в районе 98. Как будет вести себя американская валюта по отношению к рублю в феврале? Есть ли сейчас предпосылки, что доллар в ближайший месяц снова взлетит?
Игорь Костиков: «Соотношение рубля и доллара диктуется текущим балансом внешнеторговых платежей, поступлением валюты, состоянием валютных резервов и внешнего долга, а также закупками валюты ФНБ (Фонд национального благосостояния – прим. ред.). Что касается соотношения резервов и долга, то ситуация по итогам года улучшилась. По оценке Банка России, внешний долг страны за год сократился на 8,7% или на 27,5 миллиарда долларов. Это значительное снижение.
Профицит счета текущих платежей по итогам 2024 года составил 53,7 миллиарда долларов, что на 3,8 миллиарда долларов больше, чем по итогам 2023-го. Валютные операции Банка России по закупке и продаже валюты для ФНБ в рамках бюджетного правила и интервенции Банка России в 2024 году осуществлялись в основном в юанях. Таким образом, это оказывало лишь опосредованное воздействие на курс доллара США.
Базовые факторы достаточно позитивны для поддержания текущего курса рубля или его роста. Однако на текущий курс оказывают серьезное влияние конъюнктурные факторы, а именно — текущие поступления валюты, которые зависят от объема экспорта углеводородов, а они испытывают санкционное давление, что может оказать негативный эффект на курс рубля по отношению к доллару.
Еще одним позитивным фактором в отношении курса рубля является сезонная продажа валюты крупными экспортерами, из-за необходимости уплаты налогов за 2024 год. Что сказывается на курсе рубля в начале года. Так что есть вероятность некоторого снижения курса в конце первого квартала.
Давление на курс рубля оказывает инфляционный эффект на российскую экономику, поэтому в случае снижения курса рубля возможно ожидать введение обязательной продажи валюты».
Разговор России и США об энергетике
Глава государства Владимир Путин заявил, что России и США есть о чем поговорить по теме энергетики. Он указал, что для обеих экономик вредны как слишком высокие, так и слишком низкие цены на нефть. Какие еще экономические темы и проекты могли бы обсудить Путин и Трамп во время первой встречи? Возможны ли крупные договоренности?
Игорь Костиков: «В первую очередь, Трампа, о чем он уже неоднократно заявлял, волнует судьба и роль доллара в международных расчетах. Это один из элементов экономического могущества США. Американскую сторону особенно волнует развитие БРИКС и рост объема национальных валют во внешнеторговых расчетах во всем мире.
Следующей темой для обсуждения может стать рынок углеводородов. Трамп пытается увеличить добычу и экспорт нефти и газа в США. Он уже подписал указ, позволяющий увеличить добычу нефти на Аляске. Но это увеличение займет какое-то время. Кроме этого, себестоимость добычи нефти и газа в США существенно выше, чем в странах Персидского залива и даже в России. Это ставит вопрос обсуждения цен и объемов поставки углеводородов обеими странами на мировой рынок, а также перспективы для ОПЕК и ОПЕК+.
Конечно, важной для России темой обсуждения является ситуация с экономическими санкциями. В первую очередь, в отношении финансового сектора и в отношении российских углеводородов. Есть надежда, что в рамках переговоров может быть намечена дорожная карта по взаимодействию и решению этих проблем».
Снимут ли с России санкции?
Еще до инаугурации Дональда Трампа в мире начали активно обсуждать возможное снятие или ослабление антироссийских санкций. Насколько это вероятно?
Игорь Костиков: «Как я уже упомянул выше, основные вопросы — это ослабление санкций в отношении финансового сектора и поставок российской нефти. Я не ожидаю, что произойдет ослабление санкций в ближайшие месяцы.
Как показывает история, ввести санкции возможно гораздо быстрее, чем их отменять. Но можно ожидать, что некоторое ослабление санкционного режима возможно в 2025 году. Во многом это зависит от наших успехов на Украине и урегулирования конфликта».
Стремительный рост стоимости потребкредитов
Средняя стоимость потребкредитов для заемщиков приблизилась к 33% годовых. Что будет со ставкой дальше и стоит ли сейчас брать кредит?
Игорь Костиков: «Очевидно, что ставка отражает ожидания потребителей, то есть она показывает, что все-таки есть спрос и на кредиты по такой ставке. Потенциальным заемщикам стоит задуматься, насколько для них возникла необходимость в получении кредитов по столь высокой ставке.
Рост ставки является индикатором для потенциальных заемщиков прекратить брать заемные средства. Она, конечно, все еще ниже по сравнению со ставкой в микрофинансовых организациях и ниже, чем ставки по кредитным картам. Но я бы не советовал обращаться за кредитами по такой ставке, если в этом не возникает крайняя необходимость. Именно сокращение спроса на кредиты по такой ставке может привести к ее снижению».